Камеры лезут на свет

Камеры лезут на свет

Столичный ЦОДД отрабатывает технологии по фиксации новых нарушений.

Подробности расширения сети автоматических камер рассказал глава столичного Центра организации дорожного движения Вадим Юрьев. Напомним, что по контракту с двумя компаниями («Строй инвест проект» и «Алагер») ЦОДД арендует на пять лет 600 камер, которые должны быть установлены уже этим летом, о чем ранее писал “Ъ”. По словам господина Юрьева, 400 из них установят в очагах аварийности, предложенных ГИБДД. Еще 150 появятся на выделенных полосах в тех местах, где сейчас есть прорехи в зонах контроля, чем пользуются автомобилисты для объезда пробок. Еще около 50–60 камер будут использоваться для контроля проезда перекрестков, а также для определения поворота из второго или третьего ряда. Часть комплексов будут совмещать сразу несколько функций.

Как пояснил Вадим Юрьев, технологии для перекрестков в данный момент еще отрабатываются. Простейший вариант работы камеры — фиксация проезда машины на красный свет или проезда через стоп-линию (штраф 1 тыс. руб. и 800 руб. соответственно) уже отработан и применятся в Зеленограде. Более сложная схема — научить программу распознавать выезд на занятый перекресток (штраф 1 тыс. руб.): система должна сопоставить сигнал светофора, «хвост» из выехавших на середину перекрестка машин и другие факторы. Господин Юрьев говорит, что пока идет обсуждение этой технологии с ГИБДД. «Необходимо, чтобы у нас были железобетонные основания выписать штраф, чтобы исключить поток жалоб»,— пояснил он.

Ранее в Москве в экспериментальном режиме применялась другая технология: нанесение на перекрестках разметки типа «вафельница» (желтого или белого цвета) для регистрации выезда машины. Действующие пилотные зоны — перекрестки ул. Велозаводская с ул. Ленинская Слобода, ул. Велозаводская с ул. Автозаводская, ул. Башиловская с ул. 2-я Квесисская. Вадим Юрьев пояснил, что использование этой разметки зависит от финансовых возможностей ГБУ «Автомобильные дороги», которое занимается содержанием дорожного полотна. Там ранее объясняли, что нанести «вафельницу» на одном перекрестке стоит 300 тыс. руб. «Нам кажется, что ее разумно использовать, но сейчас наша технология позволяет работать и без нее. Пока нет ответа по дальнейшему ее внедрению»,— объяснил господин Юрьев.

Неоднозначная ситуация, по его словам, складывается вокруг еще одной новой функции — распознавание включенного света фар. Напомним, что по ПДД ближний свет должен быть включен за городом и в тоннеле в любое время суток, штраф составляет 500 руб. ЦОДД собирается отработать технологию распознавания в мае в Лефортовском тоннеле («письма счастья» отсылаться пока не будут). Там же будет проходить апробацию система, позволяющая определять перестроение водителей через сплошную линию разметки.

Современные программные комплексы, обрабатывающие снимки с камер, уже позволяют определять включенный свет фар, рассказал “Ъ” пресс-секретарь ООО «Технологии Распознавания» (комплексы «АвтоУраган» и «ПаркРайт») Сергей Кусов. «Мы уже отработали технологию, в ближайшее время пилотная зона с оборудованием запускается в Новосибирске»,— заявил он. По его словам, определить свет фар в тоннеле — проще всего, поскольку там почти отсутствуют блики света. При дневном свете (за городом), в сумерках и тумане сделать это гораздо сложнее. «Все спорные снимки должны сразу отправляться в корзину, мы по такому принципу сейчас отлаживаем систему в Новосибирске,— пояснил “Ъ” господин Кусов.— К примеру, камера может не видеть свет от светодиодов». Многие автопроизводители, отметим, применяют в своих машинах функцию постоянно включенного дневного света (Day Light), используя для сбережения энергии светодиоды. Сергей Кусов говорит, что поток света от них направлен прямо по ходу движения, а установленная под углом камера их не увидит. Еще один спорный случай, когда горит только одна только лампа. «Человек, может быть, удостоверился перед выездом, что обе фары горят, но в пути одна лампа перегорела, нельзя же за это его наказывать»,— говорит он. В целом, по его словам, лишь 10–15% полученных фотографий могут гарантированно давать ответ, включен ближний свет на автомобиле или нет. «С перекрестками пока большая проблема, слишком уж динамично там развивается ситуация,— отметил Сергей Кусов.— Только что все было свободно, вроде бы все тронулись — и тут же образовалась пробка. Объективную картину составить очень сложно».

Отметим, что в 2013 году региональные управления ГИБДД в Воронежской, Тамбовской областях и Татарстане по снимкам с камер стали высылать штрафы за непристегнутый ремень безопасности (1 тыс. руб.). Такое использование приборов вызвало вопросы у местных прокуратур и водителей, в результате ГИБДД России запретила эту практику, о чем писал “Ъ”.

Иван Буранов

 

Коммерсантъ

kommersant.ru, 13.04.2016