В Новосибирске нарушения на дорогах будут пресекать камерами-пустышками

В Новосибирске нарушения на дорогах будут пресекать камерами-пустышками

В новосибирском областном управлении ГИБДД намерены не только наращивать присутствие систем фото и видео фиксации на региональных дорогах, но и значительно совершенствовать их.

Подавляющая масса существующих комплексов установлена на территории Новосибирска, но в ближайшее время они будут распространяться и на города-спутники. Такие системы не только делают дороги мегаполиса безопаснее, но и приносят ощутимый доход в местную казну, «окупаясь» более чем в три раза.

Выгодная закупка

С августа прошлого года областной дорожный фонд по сути лишился отчислений от штрафов за нарушения ПДД – в связи со сложной экономической ситуацией их решили направлять в бюджет региона. Пока что эта экстренная мера действует до 1 января 2017 года. Областной Минфин в конце прошлого года уже предлагал продлить действие этих изменений еще на два года, но пока что депутаты Заксобрания отстаивают будущее дорожного фонда. И спор идет не на пустом месте – только за прошлый год сумма перечисленных в казну штрафов ГИБДД составила около миллиарда рублей. Из них треть от нарушителей, пойманных объективами дорожных камер.

При этом, как рассказал начальник регионального государственного «Центра организации дорожного движения» Виктор Шайдула, затраты бюджета были «отбиты» с лихвой – три рубля на каждый потраченный.

— Всего из бюджета было выделено 111 миллионов рублей, при этом 10 миллионов мы вернули в бюджет, как сэкономленные, — говорит Виктор Шайдула. — Из оставшихся средств порядка 40 миллионов пошло на закупку нового оборудования, в половину меньше – на почтовые отправления, примерно столько же на содержание существующих систем. В этом году будет выделено чуть больше, 127 миллионов рублей, но нужно понимать, что с увеличением количества систем фотофиксации растут затраты и на их содержание. При том, что затрачено было 101 миллион в 2015-го, объем штрафов, собранных за счет такого оборудования превысило 300 миллионов рублей.

Решения об установки камер в том или ином месте принимаются по результатам ежегодного мониторинга опасности участков дорог. По словам начальник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения Павла Килаберия, в этом году в Новосибирске стационарные комплексы появятся на перекрестках Дуси Ковальчук – Плановая, Кропоткина – Ипподромская, Кирова – Лобова, Немеровича-Данченко – Сибиряков-Гвардейцев. Оснастят камерами и некоторые пешеходные переходы.

Плацебо на дороге

При этом сами системы становятся все совершеннее: первые, установленные несколько лет назад, фиксировали лишь превышение скорости, сегодняшние – уже несколько видов нарушений. За прошедший год были установлены комплексы, способные «ловить» расположение автомобиля на встречной полосе, нарушение требований дорожных знаков, положение транспортного средства на проезжей части.

Сейчас тестируется комплекс, позволяющий фиксировать непристегнутый ремень – такие могут появиться в Новосибирске уже к третьему кварталу этого года. Во втором квартале будет внедрен комплекс, фиксирующий нарушения пользования внешнесветовыми приборами. Такое дополнение, кстати, было реализовано по инициативе новосибирского управления ГИБДД, сейчас оно вносится в технические условия, так что вслед за Новосибирском, возможно на вооружение комплексы с такой функцией возьмут и другие регионы.

Специалисты отмечают – там, где появляются камеры, количество нарушений за неделю снижается в разы. Скажем, после установки передвижной триноги с камерой на улице Первомайской количество нарушений снизилось с 300-500 до 100 в сутки.

Учитывая такое воздействие комплексов фото-видеофиксации на водителей, в «Центре организации дорожного движения» решили пойти на небольшую хитрость, которая, возможно, будет взята на вооружение и в дальнейшем. На улице Большой было установлено пять защитных антивандальных боксов, однако лишь в одном из них стоит не муляж, а настоящая камера. Эффект «плацебо» дает впечатляющие результаты, там, где каждый год погибали люди, теперь стало гораздо безопаснее – боксы сами по себе и специальные дорожные указатели снизили количество лихачей как минимум втрое.

Гаишник с планшетом

В областном ГИБДД имитацию комплексов муляжами одобряют: и действенно и бюджетные средства экономят. При этом в ведомстве теперь взят курс на то, чтобы в условиях сокращения личного состава, избавлять инспекторов от обязанностей такие передвижные камеры обслуживать. Для этого будут наниматься специальные бригады гражданских компаний, которые возьмут на себя ответственность по установке комплексов и передачи информации с флеш-носителей в органы.

Такие подрядчики уже действуют и в Новосибирской области, периодически они будут менять месторасположение камер в антивандальных коробах. И то, что еще вчера было «пустышкой», сегодня может быть рабочей системой. Метод использования передвижных комплексов без участия сотрудников ДПС, помимо нашего региона, пока что применяется лишь в Татарстане. Уже закуплены и достаточно редкие пока что в стране комплексы «ПаркНет», которые позволят инспекторам ДПС, вооруженным специальными планшетами, выявлять факты нарушения правил парковки.

«Планшет работает в автоматическом режиме, сейчас мы фиксирует нарушения в местах остановки-стоянки в местах, отведенных для инвалидов. Нередко можно увидеть, подъезжая к торговым центрам, другим объектам социального притяжения, что места для парковки инвалидов заняты полностью. Мы сейчас ориентируем сотрудников на выявление именно таких фактов», – рассказал Павел Килаберия. Таким образом, автоматика работает на воспитание автолюбителей, на повышение уровня культуры вождения.

Достанется теперь и отдельно водителям фур, которые устраивают на трассах настоящие гонки. На трассе М-51 такие «безумные Максы», бывает, сшибают друг другу боковые зеркала в попытке обогнать колонну своих же коллег. Между тем, максимально разрешенная скорость для них –70 километровв час, в отличие от менее габаритного транспорта, который может ехать под 90. Современные камеры позволяют фиксировать отдельно нарушения своего скоростного режима большегрузами и отдельно легковыми автомобилями. Таким образом, с каждым годом комплексы фото-видеофиксации становятся все совершеннее, помогая не просто наказывать лихачей – сохранять жизни. Эту их функцию в ГИБДД называют основной.

Кстати

На днях Минтранс РФ представил для общественного обсуждения законопроект, позволяющий направлять в региональные дорожные фонды доходы из 11 дополнительных источников. Среди них поступления от платных парковок, возмещения вреда, наносимого «автотяжеловесами» российским дорогам и, пожалуй, самое примечательное – штрафы за нарушения правил дорожного движения. Законопроет, как отмечается в пояснительной записке, подготовлен во исполнение президентского указа об удвоении объемов строительства и ремонта дорог регионального и местного значения и по увеличению расходов на их содержание. Если инициатива Минтранса будет одобрена, то новые правила пополнения региональных дорожных фондов вступят в силу с начала следующего года.

Федор Буров

 

Издательский дом Новосибирской области «Советская Сибирь»

sovsibir.ru, 24.02.2016